Работники «Гидроприбора» осваивают мастерство публичного выступления

31 Октября, 2022

Более 60 сотрудников Концерна «Гидроприбор» с успехом окончили курс повышения квалификации «Риторика и культура профессиональной речи». Проект в формате «Новые знания» стартовал на предприятии год назад и сразу вызвал повышенный интерес у работников.  Этой осенью завершилось обучение пятого потока. Продолжительность курса – два с половиной месяца. Длительность каждого занятия – два академических часа. Слушатели посещают лекции дважды в неделю и выполняют домашние задания. В первую очередь программа рассчитана на сотрудников, деятельность которых связана с публичными выступлениями и участием в совещаниях, но по факту пройти её могут все желающие повысить свою грамотность и коммуникативные навыки. Курс выстроен так, что теории в нём по минимуму, основную часть занимают практические задания.

Как рассказала преподаватель и составитель курса – ведущий научный сотрудник центра организационно-методического и научно-технического сопровождения кандидат филологических наук А. Е. Шаповалова - в первой части программы участники осваивают мастерство публичного выступления во всех его аспектах: от замысла и написания текста до составления презентации и секретов ораторского искусства.

«На успех выступления влияет множество факторов. В качестве иллюстрации на практических занятиях мы смотрим видеофрагменты из кинофильмов, спектаклей, различных телепередач, изучаем выступления политиков, актёров.  Анализируем, кто из спикеров как себя ведёт, рассматриваем ситуации с точки зрения постановки голоса, языка жестов, - пояснила Анна Шаповалова. – Затем слушатели сами готовят несколько выступлений. Оцениваю их не только я, в первую очередь, оценку даёт аудитория – причём, максимально конструктивно и доброжелательно. Люди понимают, что все пришли сюда учиться, некоторые в нашем классе получают первый опыт выступления. Кто-то поначалу мнётся, зажимается, не знает, куда деть руки, отводит глаза. Но после пары-тройки занятий заметен прогресс. Человек раскрывается, становится более спокойным, уверенным. На самом деле, страх публичного выступления присущ 90% людей. А мы создаём такую обстановку, чтобы люди не боялись говорить, чтобы этот навык вошёл в привычку».

Вторая часть программы – изучение норм и правил современного русского языка. Не секрет, что общая грамотность в последние годы падает. В данном случае А.Е. Шаповалова не ставит перед собой задачу проштудировать вместе со слушателями учебники по орфографии и орфоэпии. Если человек во время написания текста начнёт периодически задаваться вопросом, а не сделал ли он в каком-то слове ошибку и научится себя перепроверять, - уже хорошо, считает кандидат филологических наук. Во время курса «Риторика и культура профессиональной речи» сотрудники «Гидроприбора» учатся пользоваться авторитетными справочными ресурсами по вопросам языковых норм, пишут интерактивные диктанты, находят и исправляют речевые ошибки в реальных текстах из разных источников – газет, журналов, сайтов. По окончании обучения слушатели получают удостоверения о повышении квалификации.

«Конечно, в таком коротком курсе слушатели не получают какие-то фундаментальные знания, но изучают основы культуры речи, которые позволяют немножко взбодриться после давно изученного в школе и, как я надеюсь, более внимательно относиться к своей профессиональной речи, - делится Анна Шаповалова. – Я стараюсь строить занятия на базе профессиональных коммуникаций, мы обсуждаем составление служебных записок, выступления на внутренних совещаниях, доклады на научных конференциях, составление рабочей документации. Хочется, чтобы работники концерна внимательнее относились к словам и писали грамотно».

Одно из заданий курса - выступление с социальным проектом. Слушателям предлагается проявить инициативу и подумать, как можно улучшить условия труда на предприятии, облагородить территорию или порадовать коллег. Сначала не предполагалось, что идеи, высказанные в процессе обучения, начнут воплощаться в жизнь. Задание было творческим и чисто теоретическим, однако, предложения оказались интересными и были поддержаны отделом по социальным вопросам и организации мероприятий. В том числе, проведение Донорского Марафона и Фестиваля ГТО. Также благодаря слушателям курса «Риторика и культура профессиональной речи» на территории предприятия появились контейнеры для сбора пластиковых отходов и домики для кошек. Из свежих идей – устроить в «Гидроприборе» Осеннюю ярмарку, чтобы дачники могли обменяться с коллегами дарами своих садоводств.   

© 2022 АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»