Z-новости

С нового учебного года в России откроются 126 инженерных классов по профилю судо- и авиастроения

02 Сентября, 2022

С 1 сентября в школах 23 субъектов Российской Федерации откроется 126 специализированных инженерных классов по профилю судо- и авиастроения. Дополнительные занятия будут проходить после уроков, к процессу обучения подключатся университеты и профильные предприятия. Учащихся ждут экскурсии в лаборатории и на производство, инженерные соревнования и научные конференции, практические занятия и эксперименты. Информация об участвующих в проекте школах, регионах и профилях обучения доступна на сайте проекта.

От морской робототехники до оптики лазеров: чему учат в инженерных классах

Всего в этом учебном году 126 инженерных классов начнут свою работу в 96 школах: 65 по авиастроительному профилю (обучение с 5-го класса), 31 по судостроительному (набор ведется с 10-го класса). Специализированные классы появятся в школах 23 регионов России. Для реализации проекта были привлечены 26 университетов и 40 индустриальных партнеров. Флагманскими вузами проекта стали Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) и Московский авиационный институт (МАИ).

Задача проекта «Инженерные классы» — сформировать у школьников интерес к техническому творчеству, помочь им сориентироваться во множестве инженерных направлений и дать возможность попробовать профессию на практике. Специализированные классы призваны сделать переход из школы в вуз более плавным и осмысленным, в ходе обучения детей будут готовить к вступительным испытаниям. К образовательному процессу подключатся университеты и профильные промышленные предприятия.

Чтобы поступить в инженерный класс, необходимо продемонстрировать глубокие знания в области физики, математики и информатики. На данный момент по судостроительному профилю продолжается реализация четырех дополнительных общеобразовательных программ: «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Оптика лазеров» и «Технологическое предпринимательство». Для школьников запланированы практические занятия по основам моделирования, аддитивным и лазерным технологиям, робототехнике и программированию. Ребятам предстоит реализовать групповые и индивидуальные проекты по данным направлениям. Некоторые программы предусматривают изучение экономики предприятия и финансовой грамотности.

Преподавать данные дисциплины будут педагоги школы, предварительно прошедшие программу повышения квалификации во флагманских вузах — СПбГМТУ и МАИ. Перед университетами стоит задача создания и функционирования профильных классов, в том числе сопровождения учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Знакомство с инженерной профессией с начальной школы

В Санкт-Петербурге на базе школы № 368 уже сформирован полноценный инженерный класс по профилю судостроение из 20 человек. Директор школы Светлана Соколова отмечает заинтересованность как родителей, так и самих школьников.

«Мы набрали 10-й инженерный класс из 20 человек, но на отбор пришло гораздо больше детей. На данный момент педагоги хотят видеть в этом классе ребят с хорошими базовыми знаниями по математике, физике и информатике, поэтому произошел некоторый отсев на основании предметных тестов. Наша задача на сегодняшний день — подготовить детей к 10-му инженерному классу, чтобы они все могли прийти уже с хорошими базовыми знаниями. Этот проект необходимо масштабировать и продумывать дальше на уровне основного общего образования, чтобы в следующем году уже не было отсева», — рассказала Светлана Соколова.

При этом ребята, не прошедшие отбор, могут также посещать классы — оборудование будет доступно для всех школьников. Кроме того, для учеников 5-9 классов разработан специальный внеурочный курс «Инженерное дело», который включает в себя историю судомоделирования, инженерную графику и другие дисциплины.

Также для учеников начальной школы проводятся мастер-классы и экскурсии в инженерные лаборатории. Для этого были внесены коррективы в рабочие программы по профильным предметам, в том числе разработаны практические занятия, которые можно проводить в этих лабораториях.

По словам директора школы № 368, инженерные классы формируют единую информационно-образовательную среду не только с вузами, но и с другими школами, в которых есть профильные классы.

«Получается очень большая педагогическая поддержка. Мы вместе с другими школами запланировали выкладывать записи мастер-классов и лекций для общего доступа. Сегодня недостаточно просто рассказывать о профессии инженера, нужно научиться формировать предпрофессиональные компетенции, с тем чтобы дети непрерывно перешли из статуса школьника в статус студента, а дальше, также плавно — в статус сотрудника судостроительной отрасли. Учитывая, что сейчас идет активный процесс цифровизации и информатизации, возникает большая потребность в инженерных кадрах во всех отраслях. Процессы становятся все более технологичными, и мы понимаем, что на гуманитарном образовании сегодня далеко не уедешь и нужно активно изучать технические дисциплины», — отметила Светлана Соколова.

Классы по профилю «Судостроение»

Работу профильных инженерных классов по судостроению координирует Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ). Вуз участвует в разработке и реализации плана мероприятий по методическому сопровождению, консультированию по техническим вопросам приобретаемого школами оборудования и требованиям к лабораториям.

«Очень важная задача для вузов — получать мотивированных абитуриентов, которые понимают, куда и зачем они идут. Инженерные классы отличаются достаточно сложным и интересным для детей техническим оснащением. Классы придуманы так, что каждый из них является сложной лабораторией, поддерживающей программу школьной математики, физики и информатики. Условно говоря, закон Архимеда ребята смогут изучить не по учебнику, а опуская подводный робот в бассейн, меняя его плавучесть и видя, как и с какой скоростью он всплывает или погружается. В этих классах есть прототипы всех тех объектов, которые стоят на настоящих заводах. Мы считаем, что за два года обучения в таком классе ребенок поймет, подходит ли ему эта профессия и что ему больше нравится», — рассказал ректор СПбГМТУ Глеб Туричин.

В проекте по профилю «Судостроение» принимает участие 31 школа из 9 субъектов РФ: Приморского края, Архангельской, Астраханской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской областей, а также городов Санкт-Петербурга и Севастополя. Среди них 6 школ участвуют в проекте с 2021 года и продолжают реализацию всех четырех программ для 10-х и 11-х классов, а также внеурочный курс «Инженерное дело» для 5-9 классов.

Во всех других школах проекта в новом учебном году запланирована реализация образовательных программ инженерных классов в соответствии с индивидуальными моделями, разработанными школами и утвержденными СПбГМТУ.

Также на сегодняшний день в проекте участвуют 19 индустриальных партнеров, с которыми школы уже заключили договоры о сетевой форме реализации образовательных программ. Судостроительные предприятия будут способствовать формированию в своих регионах контингента будущих специалистов в области инженерно-технической деятельности.

Как рассказал ректор СПбГМТУ, функционал предприятий-партнеров при этом может включать такие условия, как выделение финансовых средств для реализации проекта на базе школы, организацию в своих лабораториях и мастерских внеучебных мероприятий инженерно-технической направленности, а также предоставление специалистов для организации проектной деятельности учащихся в качестве тьюторского сопровождения.

Классы по профилю «Авиастроение»

Московский авиационный институт (МАИ) совместно с Институтом развития профессионального образования (ИРПО) выступил разработчиком методических рекомендаций по созданию инженерных классов авиастроительного профиля. Они курировали создание индивидуальных моделей инженерного класса в каждом регионе-участнике проекта. Кроме того, МАИ принял участие в реализации программ повышения квалификации педагогических работников школ.

МАИ активно участвует в проекте «Инженерный класс в московской школе» с 2015 года, реализуя комплексные мероприятия. В них уже приняло участие более 12 тысяч школьников. С 1 сентября на базе девяти московских школ запускается программа инженерных классов авиастроительного профиля, где университет будет реализовывать новую программу совместно с госкорпорацией «Ростех» и предприятиями, входящими в ее структуру. Занятия будут проходить как в школе, так и на базе университета с привлечением преподавателей вуза и представителей предприятий.

«Запуск федерального проекта по созданию инженерных классов авиастроительного профиля в общеобразовательных организациях субъектов РФ позволит сформировать практикоориентированную единую образовательную и профориентационную экосистему. Это позволит уже на этапе школы на основе проектного обучения закладывать базу для будущих высокотехнологичных специалистов. Таким образом, учащиеся получат возможность выбирать профильные направления, формировать карьерную и образовательную траектории и получать необходимые профессиональные навыки», — сообщил проректор по стратегическому развитию МАИ Александр Шемяков.

Создание инженерных классов проходит во исполнение поручения Президента России от 7 сентября 2021 г. Для реализации проекта Минобрнауки и Минпросвещения России сформировали рабочую группу, в которую вошли представители АО «Объединенная судостроительная компания», ПАО «Объединенная авиастроительная компания», Всероссийского научно-исследовательского института «Центр», а также СПбГМТУ и МАИ.

Не только для школ: какие еще инициативы реализуются в инженерной отрасли

Подготовить квалифицированные инженерные кадры для высокотехнологичных отраслей экономики призван федеральный проект Минобрнауки России «Передовые инженерные школы». Он создан на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным. В конце июня завершился конкурсный отбор. Победителями стали 30 вузов из 15 регионов. 1 сентября по новым образовательным программам начнут обучение 200 будущих инженеров нового формата.

Подробнее в источнике

© 2022 АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»